…ичительного клапана самого топливного насоса. После выключения двигателя, давление топлива около 10 минут удерживается без изменений. Вывод: насос подачи топлива и регулятор давления в топливной магистрали в полном порядке и можно смело проводить чистку топливной системы. Прежде всего надо добраться до этих самых форсунок. Осматриваем расположение топливной рампы. Иногда добраться до нее просто, иногда это связано с определенными трудностями и знанием конструкции автомобиля. Аккуратно отсоединяем электрические разъемы от форсунок и освобождаем жгут проводов форсунок от дополнительных точек крепления. Отводим жгут в сторону, чтобы он не мешал демонтажу топливной рампы. Ослабляем хомут и снимаем корпус воздушного фильтра, не забыв отсоединить разъем датчика температуры воздуха. Отворачиваем гайки крепления топливной рампы к впускному коллектору и аккуратно извлекаем рампу вместе с форсунками. Сейчас форсунки удерживаются в рампе только на уплотнительных кольцах.

На некоторых автомобилях форсунки удерживаются в рампе при помощи специальных скоб. Аккуратно (чтобы не повредить резиновые уплотнения) извлекаем форсунки из топливной рампы. Вынимаем уплотнительные кольца из отверстий в коллекторе и осматриваем на предмет повреждений, если нужно кольца придется заменить новыми. Уплотнение инжектора в топливной магистрали безоговорочно меняем на новое. Хорошее правило иметь комплект расходных материалов, а для форсунок это особенно актуально. Прежде, чем что либо разбирать, убедитесь, что есть, чем заменить поврежденные детали! Перед тестированием и очисткой в ультразвуковой ванне отмываем форсунки снаружи от "большой" грязи, чтобы продлить срок службы промывочной жидкости. Первый этап тестирования проверка герметичности форсунок. Устанавливаем давление немного выше рабочего и запускаем тест проверки.

По истечении времени теста, обычно это 60 сек. установка сама завершит выполнение теста. Разные производители предъявляют различные требования к проведению этого теста. Например, Toyota считает допустимым появление не более одной капли топлива в течение одной минуты. Проводим тестирование на производительность и качество распыла при помощи устройства, специально созданного для этой цели. Устройство, на котором мы производим проверку, позволяет проверить работу всех форсунок одновременно или каждую в отдельности, имитируя любые режимы работы их в двигателе. При этом очень наглядно видно как в режиме, имитирующем работу двигателя на холостом ходу, меняется направление струй чуть ли не при каждом срабатывании (о распылении топлива и говорить не приходиться). Проверяем качество распыла топлива форсунками.

Для этого предусмотрен соответствующий режим. Форма факела распыла зависит от конструкции форсунок. У штифтовых форсунок это конус. Допустимо появление отдельных струй, однако важно, чтобы факелы у всех форсунок были одинаковыми и топливо распылялось на мелкие частички без образования крупных капель. А что с производительностью? Разброс производительности форсунок напрямую влияет на работу двигателя, ведь в современных системах управления нет такой обратной связи, которая смогла бы скомпенсировать его. Обратная связь по сигналам лямбда зондов работает по усредненному для всех цилиндров составу выхлопных газов.

Для того, чтобы регулировать смесь для каждого цилиндра надо иметь громоздкую выхлопную систему и лямбда зонды для каждого цилиндра. Гораздо проще и дешевле поддерживать форсунки в чистом исправном состоянии. Интересно, что производительность даже новых форсунок может заметно различаться. Для того, чтобы иметь максимальную точность, старайтесь, чтобы по окончанию теста уровень жидкости в самой полной колбе соответствовал максимальному делению измерительной шкалы. Да и считать будет проще!

После первой проверки фиксируем показания налива каждой форсунки при определенных нами условиях проверки, В данном случае это значение составило: 1 цилиндр 38 см куб, 2 цилиндр 42 см куб, 3 цилиндр 35 с куб, 4 цилиндр 39 см куб.

Все эти значения получены при давлении испытательной жидкости 3 Bar, при имитирующей частоте срабатывания 1500 об/мин и время открытого состояния инжектора 10 mS. Вся проверка продолжалась у нас 200 сек. Снимаем инжектора с испытательного прибора и при помощи приспособления, извлекаем входные фильтры форсунок. Учитывая небольшую стоимость сеточки и невозможность 100 % промывки ее, а также частое разрушение ее при демонтаже, стоит порекомендовать ее замену при каждой чистке. Извлечение входных фильтров форсунок, как правило, не составляет труда фильтры либо имеют выступающую поверхность, за которую лег ко зацепиться, либо их удаляют с помощью специального инструмента, в отсутствие которого почти повсеместно применяют шурупы или саморезы.

Разнообразие типов форсунок требует применения различных адаптеров для подсоединения к топливной рампе установки для чистки при тестировании. В базовый комплект многих установок для чистки форсунок такие адаптеры для тестирования форсунок входят. Но если их количество недостаточно, либо вообще отсутствуют, то изготовить их сможет любой квалифицированный токарь. О неравномерности впрыска по цилиндрам система управления двигателем ничего знать не может (она знает только усредненное по всем цилиндрам соотношение топливо/воздух), а следовательно никак с ней не борется. В этом случае последним способом является чистка и проверка снятых с двигателя инжекторов на ультразвуковом стенде (это тоже не всегда помогает, но дальше способ только один - замена).

Дальше очистка. Устанавливаем форсунки на специальный аппликатор и наливаем в ванну чистящую жидкость, так чтобы уровень ее был выше, чем дозирующая часть форсунок. Для нашей ванны потребуется примерно 0,6 литра чистящей жидкости. Подключаем электрические разъемы, форсунки должны открываться во время очистки специальным управляющим сигналом с установки по проверке форсунок, и запустим процесс как предусмотрено производителем оборудования. После процедуры "купания" в ультразвуковой ванне, внешний вид форсунок значительно улучшился. Однако борьба с внешним загрязнением не наша цель. Только при помощи ультразвука возможна эффективная очистка инжектора внутренних полостей. Этим обстоятельством мы и воспользовались. А для того, чтобы проверить качество очистки, протестируем форсунки еще раз. Форма факелов распыла тоже изменилась, теперь у всех форсунок они практически одинаковы.

Проверяем баланс производительности. Продолжим чистку в устройстве для проверки, но заправленной не тестовой жидкостью, а жидкостью для чистки инжекторов. При помощи переходников из набора установки смонтируем форсунки на рампе установки таким путем, чтобы направление протока промывочной жидкости было направлено в обратном направлении. Таким образом, мы быстро избавимся от всех отложений внутренней полости форсунки. По многолетнему опыту работы это существенно сокращает время обработки форсунок, а иногда дает возможность спасти и вернуть к жизни совсем отбракованные форсунки. Следующим этапом является проверка производительности форсунок в обычном направлении протока жидкости и сравнение с результатами первичной проверки. Не стоит ожидать резкого увеличения производительности форсунок, а вот выравнивание этого параметра между собой должно состояться. Во время проведения процесса в автоматическом режиме установки, освобождается рабочее время механика для проведения ещё одного важного мероприятия. Обслуживание и настройка узла дроссельной заслонки и регулятора холостого хода.

В процессе эксплуатации автомобиля постепенно накапливаются загрязнения в зоне контакта заслонки с корпусом, и доходит до такого количества, что заслонка опираясь на отложения, не закрывается до нужного положения и датчик положения заслонки выдаёт ЭБУ не правдивую информацию. Это приводит к некорректному управлению режимом холостого хода и режимом ЭПХХ. (См. Предварительную диагностику). Используя аэрозольный очиститель карбюратора, нужно тщательно очистить поверхности прилегания заслонки и саму заслонку.

В автомобилях, где конструктивно регулятор управления холостым ходом является отдельным узлом, следует это устройство обслужить до чистоты новой детали. По узлу заслонки есть ещё одно замечание из многолетней практики. В автомобилях, где присутствует упорный винт регулировки положения заслонки, многие "умельцы" приподнимают заслонку регулировочным винтом, чтобы поднять обороты холостого хода двигателя, не подозревая о том объёме работы, который мы должны провести для восстановления нормальной работы двигателя (см. выше). Поэтому мы, как квалифицированные специалисты, после обслуживания, должны правильно установить заслонку (максимально закрыть, не допуская прикуса заслонки о корпус), а затем, обязательно правильно, отрегулировать датчик положения заслонки, и если конструкцией предусмотрен датчик полно го закрытия заслонки (эти регулировочные моменты часто рассматриваются на страницах нашего журнала).

После таких настроек ЭБУ очень четко реагирует на сигналы датчиков, устанавливая правильные обороты холостого хода и работу режима ЭПХХ. Наконец последняя проверка производительности инжекторов дала ожидаемый результат и приходит время сборки автомобиля и проверки результатов работы. Новые фильтры устанавливаем в каждый инжектор и с новым уплотнением по топливной рампе собираем инжектора и устанавливаем на автомобиль. При этом могут возникнуть некоторые затруднения с установкой уплотнений, чтобы этого не возникло, необходимо увлажнить поверхности малым количеством жидкой смазки (масло моторное, аэрозольные средства подобного назначения).

Следует взять за правило при таком обслуживании менять магистральный топливный фильтр новым. Нередки случаи, после такого обслуживания двигатель восстанавливает свою первоначальную мощность и владельцы без лишней скромности начинают использовать вернувшуюся резвость автомобиля. Как следствие динамичная езда приводит к большему протоку топлива через "посвежевшие" инжекторы. При этом слегка загрязненный материал топливного фильтра от интенсивного потока топлива разрывается и выпускает всё содержимое в только установленные фильтры инжекторов.

После сборки необходимо проверить, нет ли подтекания топлива. Для этого несколько раз нужно включить зажигание, не запуская двигатель, дать насосу прокачать и создать рабочее давление в топливной системе. Остается запустить двигатель и снова проверить отсутствие подтекания топлива, дать двигателю прогреться до температуры полного открытия термостата, а затем можно приступить окончательной диагностике и проверке результатов работы.

Рассмотрим некоторые вопросы диагностики, которые надо учесть после обслуживания топливной системы. При этом необходимо руководствоваться теми же принципами, что и в начале работы. Напомню для диагностики мы воспользовались либо сканером, либо мотортестером, либо обычным осциллографом. Для начала, при помощи сканера очистим память блока управления от ошибок, накопленных во время некорректной работы топливной системы. Перед началом работы прибор сообщал нам о некорректной работе регулятора холостого хода двигателя. Значит, с этого места и следует начать проверку. Как правильно осуществить эту операцию? Необходимо имитировать нагрузки на двигатель в режиме холостого хода, чтобы регулятор отреагировал на это действие, и понаблюдать за его работой.

Приведу несколько вариантов из личного многолетнего опыта. При выключенном зажигании необходимо отсоединить розетку датчика температуры двигателя (не того, который привязан к стрелочному прибору на панели, а датчик для системы подачи топлива) и включить в розетку резистор переменного сопротивления. На резисторе установить сопротивление, соответствующее температуре не прогретого двигателя (около 3000Ом). Запустить двигатель, обороты должны быть выше уровня холостого хода. При перемещении движка потенциометра в сторону уменьшения сопротивления, обороты должны вернуться к нормальному значению. После проверки выключить зажигание и восстановить соединение датчика температуры. Можно и другими способами проверить работу регулятора. Если автомобиль оборудован системой кондиционера, следует включить его и обороты двигателя должны увеличиться.

Можно ещё при включенном парковочном тормозе запустить двигатель, нажать педаль выключения сцепления, включить четвертую передачу, и медленно отпуская педаль сцепления, постепенно нагружать двигатель. При падении оборотов регулятор должен возвращать их к установленному значению. Всё же наступит момент, когда регулятор уже не сможет выровнять обороты. Вот тогда следует резко нажать педаль сцепления. Обороты двигателя должны увеличиться значительно выше холостых, а затем плавно установиться на заданном значении. После такой проверки снова включаем прибор для чтения ошибок памяти блока управления. На этот раз память чиста, все работает исправно. Следующий шаг: проверка времени открытого состояния инжектора. Если воспользоваться прибором для чтения информации с ЭБУ двигателем, наблюдаем: время открытия инжектора в режиме холостого хода 4,2 mS и 2,8 mS при 2500об/мин, не хуже те же значения наблюдаются на экране осциллографа. А вот проверка работы режима ЭПХХ на экране осциллографа более информативна, либо на экране специального сканера в режиме графического отображения информации.

Необходимо проверить работу датчика содержания кислорода в выхлопных газах. Наблюдаем картинку на экране осциллографа либо сканера в графическом режиме. Сигнал датчика выглядит очень равномерно изменяющийся в допустимых пределах. Ну, вот, по наблюдениям с помощью приборов за работой систем, можно сделать вывод, что после обслуживания работа двигателя в целом стала существенно лучше. Пробная поездка показала, что двигатель значительно резвее разгоняется и, наверняка, при спокойной езде можно рассчитывать на более экономичную эксплуатацию автомобиля. В процессе работы с форсунками нередко встречаются неполадки, которые следует научиться устранять.

Например при демонтаже форсунок из автомобиля с достаточно большим пробегом, а ещё и без регулярного обслуживания, часто разрушаются некоторые детали самой форсунки: сопло 1 и теплоотражающий экран 2. Чтобы уйти от таких неожиданных казусов, лучше запастись несколькими комплектами ремонтных изделий, предназначенных для этой цели, и предупреждать сразу клиента о подобном исходе работы. Из многолетнего опыта могу утверждать, не было случая, чтобы клиент не согласился на замену ремкомплекта.

На сегодняшний день несложно приобрести до десяти разновидностей наборов, из которых обязательно найдется один подходящий.

Встречается ещё одна неприятная неисправность форсунки. Это заклинивание или подвисание подвижной части клапана, конечно можно говорить об обязательной замене форсунки. А если это например Volvo 740 2.3 i Turbo 1986 г.в.Для этого автомобиля не то что новую, а б/у форсунку не простое дело купить. Заменить форсункой с другого автомобиля нет возможности, так как её производительность у этого автомобиля в 2, 2.5 раза больше чем у тех, с которыми обычно приходится работать. Нужно проявить изобретательность и часто находится выход из сложившейся ситуации. По скольку хуже уже не будет, можно попытаться "расшевелить" неподвижную деталь.

Как поступаем мы: при помощи специально изготовленного штуцера подключаем форсунку к устройству для проверки производительности, только в обратном направлении (предварительно удалив входной фильтр). Подавая давление жидкости больше чем рабочее и управляющий сигнал на катушку управления соответствующую примерно 5000обмин. И при этом наносить по корпусу форсунки частые удары небольшим молоточком (50-100г). Таким образом, меняя частоту сигнала и давление рабочей жидкости, практически всегда удается вернуть подвижность, и восстановить работу форсунки, правда предстоят большие затраты времени. Но в отдельных случаях это оправдано.

Далее проверяем качество распыла топлива форсунками. Для этого в проверочной установке предусмотрен режим пролива полностью открытой форсунки и режим проверки модулированным сигналом по частоте открывания и длительности заполнения. Форма факела распыла зависит от конструкции форсунок. У штифтовых форсунок это конус. Допустимо появление отдельных струй, однако важно, чтобы факелы у всех форсунок были одинаковыми, и топливо распылялось на мелкие частички без образования крупных капель.

А что с производительностью? Разброс производительности форсунок напрямую влияет на работу двигателя, ведь в современных системах управления неттакой обратной связи, которая смогла бы скомпенсировать его. Обратная связь по сигналам лямбдазондов работает по усредненному для всех цилиндров составу выхлопных газов. Для того, чтобы регулировать смесь для каждого цилиндра надо иметь громоздкую выхлопную систему и лямбдазонды для каждого цилиндра. Гораздо проще и дешевле поддерживать форсунки в чистом исправном состоянии. Интересно, что производительность даже новых форсунок может заметно различаться. Для того, чтобы иметь максимальную точность, старайтесь, чтобы по окончанию теста уровень жидкости в самой полной колбе соответствовал максимальному делению измерительной шкалы.

Да и считать будет проще! Дальше промывка инжекторов в ультра звуковой ванне. Устанавливаем форсунки на специальный аппликатор и наливаем в ванну чистящую жидкость, так чтобы уровень ее был выше, чем дозирующая часть форсунок. Для нашей ванны потребуется примерно 0,6 литра чистящей жидкости. Подключаем электрические разъемы, форсунки должны открываться во время очистки специально модулированным сигналом. Если правильно подобран режим включения, то наблюдается эффект прокачивания чистящей жидкости через форсунку в направлении обратном рабочему. После процедуры "купания" в ультразвуковой ванне внешний вид форсунок значительно улучшился.

Однако борьба с внешним загрязнением не наша цель. Только при помощи ультразвука возможна эффективная очистка внутренних полостей. Этим обстоятельством мы и воспользовались. А для того, чтобы проверить качество очистки, протестируем форсунки еще раз. Форма факелов распыла тоже изменилась, теперь у всех форсунок они практически одинаковы.

Проверяем баланс производительности. Часто возникают ситуации, когда чистку необходимо повторить несколько раз.

 

Бесплатный хостинг uCoz